Сними, сними меня... Как работает фотофиниш в биатлоне

Счёт на сотые
Система фотофиниша стала одной из самых важных деталей биатлонных соревнований уже в новое время. Причина тому как появление сверхзрелищных контактных дисциплин - преследования и масс-старта, так и рост конкуренции в биатлоне, где борьба идёт уже не на секунды, а на десятые и сотые доли. Сейчас практически на каждом чемпионате мира не обходится без контактной борьбы в финишном створе.

Фотофиниш в биатлоне

Первое устройство фотофиниша было предоставлено датской федерацией лёгкой атлетики в 1926 году и было основано на технике ускоренной съёмки. Уже два года спустя его успешно применили на Олимпиаде в Амстердаме. В 1981-м впервые появилась цветная технология, а до этого фотофиниш на Играх оставался чёрно-белым. Современные устройства фотофиниша основаны на цифровых технологиях и позволяют определять победителя спустя секунды после финиша. С введением в программу биатлонных чемпионатов гонки преследования в биатлоне используется самая современная система фотофиниша.

Для получения картинки, позволяющей определить победителя, используется как минимум одна камера с встроенным таймером, которая способна давать до 10 000 линий в секунду. Такая точность практически исключает возможность ошибки или погрешности, главное, чтобы камера была правильно установлена в зоне финиша. Полученные данные передаются на компьютер судьи-оператора фотофиниша, который определяет порядок прихода и точное время участников.

Что говорят правила?
Требования к фотофинишу отдельно прописаны в правилах Международного союза биатлонистов (IBU), а работу системы должны перед стартом проверить судьи. В преследовании, масс-старте и эстафетах камера должна быть чётко установлена на отмеченной красным линией финиша в таком положении, чтобы линия финиша полностью и чётко просматривалась. Жюри соревнований в спорных ситуациях определяет места участников согласно фотофинишу.

Главным и единственным критерием определения спортсмена, занявшего более высокое место, является носок лыжного ботинка. Кто первый коснётся им финишной линии, тот и занимает более высокое место. Положение лыжи, головы и корпуса биатлониста не имеет никакого значения. Именно поэтому в финишном створе лыжники и биатлонисты стараются в первую очередь выбросить ногу.

Сбой в Ханты-Мансийске
К чему может привести неправильно установленная камера фотофиниша, помнят очевидцы чемпионата мира - 2003 в Ханты-Мансийске. На финише женской гонки преследования в борьбе за победу схлестнулись немка Мартина Глагов и француженка Санрин Байи. Глагов первой выкатилась на финишную линию и заняла наиболее выгодный коридор. Байи атаковала из-за спины, поравнялась с соперницей, но на короткой финишной прямой не успела её обойти. Электроника отдала победу Глагов, которая визуально выбросила ногу первой, но окончательный ответ должен был дать фотофиниш.

Однако камера зафиксировала линию финиша не полностью, и ботинок Байи не просматривался на снимке. В результате организаторы получили ценный опыт и были вынуждены пойти на беспрецедентное решение - вручить две золотые медали. Справедливости ради стоит отметить, что спортсменок действительно разделили считанные сантиметры и упущенная победа стала бы сильным ударом для любой из них.

Норвежско-французские войны
В других случаях безжалостный кадр давал чёткий вердикт относительно победителя. Так произошло в памятном масс-старте в Холменколлене, который стал прощальным для великого француза Рафаэля Пуаре. По иронии судьбы в финишном створе ему пришлось биться за победу с главными соперниками в своей карьере - Уле-Эйнаром Бьорндаленом и Свеном Фишером. Фишер замешкался на выходе на финишную прямую, а Бьорндален хоть и проигрывал полкорпуса, сел на финише в невероятный шпагат и обошёл своего заклятого соперника. После этого норвежца излишне эмоциональные соперники обвинили в чёрствости, напрочь забыв о предназначении спорта и о том, что Бьорндален выступал на глазах родной публики во главе с королём.

Два лучших биатлониста последних лет, Эмиль Хегле Свендсен и Мартен Фуркад, тоже неоднократно выясняли отношения с помощью фотофиниша, и всякий раз менее титулованный Свендсен выходил из дуэли победителем. Дважды их на самых главных стартах сезона разделили сантиметры, уловить которые помогло лишь непредвзятое око финишной камеры.

На чемпионате мира в Нове-Место давние соперники устроили эффектную баталию на финишной прямой, от которой брызги горячего снега летели во все стороны. Уступавший за пару метров до заветной черты полкорпуса Фуркад совершил какой-то кошачий бросок и едва не дотянулся до победы. Годом спустя они повторили перфоманс в масс-старте, где норвежец вновь оказался чуть сильнее. Фуркад упустил соперника на повороте, а затем, когда тот раньше времени принялся праздновать олимпийскую победу, в шпагате попытался её украсть - и вновь не вышло. Не исключено, что взять реванш француз попытается в Контиолахти, но мы надеемся увидеть героем одной из финишных разборок лучшего российского финишёра Антона Шипулина.







>> Завершено 50% работ по устройству железобетонного каркаса стадиона Лужники >> У Серены на Машу особый настрой. Анна Чакветадзе - о причинах поражения Шараповой в финале Australian Open >> Пашков: ХК СКА может не хватить сил, если финал Кубка Гагарина затянется